Юзифович Максим прокомментировал для РБК принятие поправок в закон

«Навязчивые» услуги: как закон затронет бизнес на миллиарды

Юзифович Максим, генеральный директор юридической компании Legal Right, прокомментировал для РБК принятие Госдумой в первом чтении поправок в закон о защите прав потребителей, которые направлены на запрет выполнения платных дополнительных работ или оказания услуг без согласия потребителя.

Проблема навязывания дополнительных платных товаров и услуг является значимой и широко распространенной: по скромным подсчетам аналитиков, объемы этого бизнеса в России могут достигать десятки миллиардов рублей в год. Особенно остро она проявлялась в сфере финансово-банковского обслуживания и заставила обратить на себя внимание Банка России как регулятора этого сектора еще несколько лет назад. Теперь к банкам могут применять различные санкции вплоть до штрафов за мисселинг — навязывание финансовых услуг. Тем не менее ситуацию полностью искоренить не удалось, навязыванием услуг занимаются не только банки: премьер-министр Михаил Мишустин в декабре сообщил, что в Роспотребнадзор продолжают поступать жалобы от граждан на нарушения своих прав. Такое происходит, например, при покупке билетов на самолет или поезд. С этим сталкиваются люди при оплате жилищно-коммунальных услуг и покупке автомобилей, иногда положенные по ОМС (обязательному медицинскому страхованию) услуги пытаются оказывать платно, перечислил глава правительства.

На этой неделе Госдума в первом чтении приняла поправки в закон о защите прав потребителей, которые запретят продавцам выполнять платные дополнительные работы или оказывать услуги без согласия потребителя. Если же такие услуги были оказаны без согласия, то потребитель может отказаться от оплаты и требовать возврата денег. В случае принятия закон вступит в силу 1 сентября 2025 года. В заключении комитета Госдумы по промышленности и торговле по итогам первого чтения говорится, что «структурирование и упорядочивание правовых норм, предложенные законопроектом, внесут определенность при отстаивании в судах нарушенных прав потребителей и повлияют на положительную динамику развития потребительского рынка». Банк России за январь—сентябрь 2024 года (более свежих данных пока нет) получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг. Эти данные сопоставимы с показателями прошлого года, указал регулятор. Согласно статистике регулятора, число жалоб на навязывание дополнительных платных услуг банками по сравнению с таким же периодом прошлого года уменьшилось на 40,6%, а количество случаев мисселинга сократилось в 2,7 раза.

Можно ли оценить рынок навязанных платных услуг

Экономисты затрудняются дать точную оценку общего объема рынка навязанных услуг в масштабах всей страны из-за недостатка открытых данных. Однако, учитывая распространенность проблемы в различных секторах экономики, они предполагают, что речь идет о значительных суммах, возможно, исчисляемых десятками миллиардов рублей в год.

«Если опытным путем предположить, что стоимость дополнительных услуг (таких как включенное питание, страхование на возврат билета по любой причине, выбор места, оповещения и пр.) может составлять от 0,5 до 5% стоимости покупки билета, то, опираясь на данные сайта statistica.com, который в своих прогнозах оценивал выручку рынка железнодорожных билетов в России за 2024 год в $2,78 млрд, можно сделать вывод, что объемы продаж дополнительных «билетных» услуг могут оцениваться от нескольких десятков до несколько сотен миллионов долларов, что в пересчете по актуальному курсу валюты исчисляется десятками миллиардов рублей», — посчитал доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Перепелкин.

Доходы компаний от навязанных услуг могут быть значительными, однако точные суммы зависят от отрасли и конкретной компании, указывает директор по стратегии «Финама» Ярослав Кабаков. По его мнению, введение запрета на такие практики может привести к снижению доходов компаний, использующих подобные методы, но точную оценку потерь затруднительно предоставить без конкретных данных.

Какие риски есть в формулировках закона

Процесс «навязывания дополнительных услуг» в законопроекте описан чрезмерно широко, считают во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). «Без конкретизации понятия «навязывание услуг» его можно трактовать по-разному и применить, например, к обычному информированию клиента до заключения договора страхования о продуктах страховой организации, которые дополнят выбор клиента или сделают продукт привлекательнее. Или при одновременном оформлении договоров по обязательному и добровольному страхованию, по нескольким объектам имущества или по нескольким видам страхования. Содержащаяся в законопроекте правовая неопределенность позволяет интерпретировать такое оформление договоров как навязывание дополнительных услуг», — считают в объединении.

Также в ВСС предупреждают, что принятие законопроекта усложнит процессы реализации услуг в сегменте электронной коммерции и приведет к затруднению доступа к дополнительным услугам, а также к возможному увеличению их стоимости.

Что касается продажи полисов добровольного страхования при покупке билетов, то она осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством, заверили в ВСС. Это подтверждают в РЖД. «На основании рекомендаций Роспотребнадзора функция автоматического проставления отметки (галочки) при оформлении электронного проездного документа была отключена несколько лет назад», — сообщили РБК в пресс-службе компании, добавив, что сейчас на веб-ресурсах РЖД (сайт и мобильное приложение) при оформлении электронного проездного документа пользователь самостоятельно при желании может оформить страховку.

Весьма распространены жалобы клиентов на платные услуги из списка ОМС. В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные ВЦИОМа на ноябрь 2023 года, когда четверо из десяти опрошенных россиян (43%) замечали, что положенные по полису ОМС услуги пытаются оказать платно.

«Чтобы избежать ситуаций, когда медицинские организации предлагают гражданам платные услуги, которые они могли бы получить по полису обязательного медицинского страхования, необходимо конкретизировать Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, что позволит разграничить платные и бесплатные услуги и приведет к однозначному пониманию и у медицинских организаций, и у граждан объемов указанных услуг», — считают в ВСС.

Действующее законодательство содержит достаточно правовых средств защиты интересов потребителей, считает генеральный директор юридической компании Legal Right Максим Юзифович. «Предложенный законопроект может послужить множественной причиной злоупотреблений со стороны потребителей, которым по каким-то причинам стал неинтересен приобретенный продукт», — опасается он.

Согласно решению Госдумы, поправки для доработки законопроекта ко второму чтению принимаются до 10 февраля.

Кто выиграет от принятия закона

Среди сторонников законопроекта — президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. По его словам, работа над законопроектом велась в открытом режиме, замечания ассоциации были учтены, в итоговом документе нормы получили более определенные формулировки, чем в ранних версиях. «В отрасли интернет-торговли практику автоматического проставления галочек искоренили давно. Определенно новые нормы поспособствуют защите прав потребителей от непрозрачных условий во всех отраслях», — сказал он РБК.

Принятие законодательного запрета на навязывание дополнительных услуг принесет пользу прежде всего потребителям, защищая их от ненужных расходов и заключения невыгодных договоров, добавляет Кабаков из «Финама». «Добросовестные компании также выиграют, поскольку это создаст равные условия конкуренции и повысит доверие клиентов», — полагает аналитик.

Замдиректора Института исследований национального и сравнительного права НИУ ВШЭ Олег Москвитин считает, что закон заслуживает поддержки в связи с тем, чтобы не сам гражданин проявлял сверхбдительность и отключал все галочки при покупке услуг, а продавцы и подрядчики создавали условия, чтобы автоматических, необдуманных покупок не было. «При этом важно, чтобы издержки по его исполнению не легли на нас с вами, то есть не увеличили дополнительно цену товаров и услуг. Последнее обеспечить и проконтролировать, конечно, будет затруднительно», — замечает экономист.

Жалобы в Роспотребнадзор и публичные заявления высокопоставленных чиновников указывают на системный характер проблемы, затрагивающей широкий круг потребителей, отмечает независимый финансовый консультант Анна Осокина. Проблема распространена и в других секторах, например в сфере связи (навязывание дополнительных опций к тарифным планам), финансовых услуг (страхование, кредитные продукты), а также в ретейле (расширенная гарантия, платные услуги по доставке).

«Выигрыш от запрета навязывания дополнительных услуг получат прежде всего потребители. Они смогут избежать непредвиденных расходов и более осознанно подходить к выбору товаров и услуг. Однако запрет может негативно повлиять на бизнес-модели некоторых компаний, которые полагаются на доход от дополнительных услуг», — отмечает Осокина.

В целом закон, защищающий потребителей от навязывания платных услуг, принесет долгосрочную пользу обществу, повысив прозрачность рынка и уровень доверия к компаниям, сходятся во мнении эксперты. Однако в краткосрочной перспективе некоторые компании могут столкнуться с финансовыми трудностями. Поэтому важно обеспечить плавный переход к новым правилам, чтобы минимизировать негативные последствия для бизнеса и экономики в целом. Более того, эффективный контроль за исполнением закона также будет критически важен для достижения желаемого результата, обращают внимание специалисты.

Вахитова Гульнара

Материал опубликован на сайте РБК 31.01.2025

Опубликовано 1 февраля 2025