Верховный Суд изложил позицию по вопросу уплаты НДС контрагентом компании-банкрота

 

В недавнем определении Верховного Суда РФ от 06.09.2024 № 306-ЭС24-7343 был рассмотрен вопрос, касающийся гражданско-правовых отношений сторон в контексте уплаты НДС в цене сделки.

Верховный Суд указал, что наличие оснований для уплаты суммы, равной НДС, в цене сделки или выплаты сверх этой суммы зависит от условий договора между сторонами. Вариативность цены сделки, связанной с режимом налогообложения контрагента, может быть специально оговорена в договоре. В этом случае плата может включать переменную величину, равную сумме НДС, в зависимости от обстоятельств, влияющих на налогообложение контрагента.

При отсутствии таких условий в договоре, цена сделки не подлежит пересмотру в одностороннем порядке. Сокращение расходов должника на суммы налогов относится к результатам его хозяйственной деятельности. Наличие или отсутствие возможности сокращения расходов у контрагента также относится к его предпринимательской деятельности. Результаты деятельности контрагентов не могут в одностороннем порядке изменять размеры принятых обязательств.

Верховный Суд изложил позицию по вопросу уплаты НДС контрагентом компании-банкрота

Суд отметил, что с момента признания должника несостоятельным (банкротом) и открытием процедуры конкурсного производства, должник может не направлять контрагенту счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Однако это не означает, что у контрагента не возникает обязанности по уплате НДС в составе цены сделки. Прекращение обязанности должника по уплате НДС не влечет изменение условий договора о цене. Контрагент выплачивает должнику не налог, а погашает гражданско-правовое обязательство.

Ссылка контрагента на то, что при согласовании условий договора стороны не предполагали введение процедуры несостоятельности (банкротства), не может служить основанием для одностороннего отказа от оплаты установленных обязательств. В случае несогласия с новыми условиями налогообложения, контрагент мог поставить вопрос об изменении условий договора, а должник — о расторжении договора для заключения его с другими контрагентами.

Опубликовано 10 января 2025