Суд признал криптовалюту имуществом
На текущей неделе было опубликовано постановление апелляционного суда, которое ждало без преувеличения все юридическое сообщество.
Данное событие стало столь значимым поскольку впервые в истории правовой системы России цифровой актив, которому до настоящему времени не найдено место в действующем законодательстве, был легально присвоен статус имущества.
Напомним историю данного вопроса.
В отношении должника – физического лица была введена процедура реализации имущества гражданина и утвержден финансовый управляющий.
В ходе процедуры банкротства финансовым управляющим был выявлен криптокошелек, доступ к которому не был предоставлен должником.
Добиваясь включения содержимого криптокошелька в конкурсную массу, финансовый управляющий обратился с соответствующим требованием в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в заявленных требованиях, приведя в качестве обоснования официальные позиции Банка России и Росфинмониторинга, которые не допускали оборота криптовалюты.
Однако суд апелляционной инстанции, рассмотрев жалобу управляющего на принятое ранее решение, указал на допустимость квалификации криптовалюты в качестве иного имущества применительно к ст. 128 ГК РФ.
Особо стоит отметить, что суд в качестве обоснования своего решения вполне резонно принял во внимание находящийся в стадии рассмотрения законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», предусматривающий определение базового понятия «Цифровое право».
Здесь необходимо отметить, что практически параллельно принятию апелляционным судом решения Государственная Дума в первом чтении поддержала законопроект «О цифровых финансовых активах», который вводит понятия криптовалют и токенов. Законопроектом предлагается урегулировать отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.
Таким образом, решение второй инстанции принято в фарватере направленном на курс цифровизации российской экономики и легализацию данного вида имущества и учитывает практику развития в области регулирования криптовалюты не только национальной, но и общемировой правовой системы.
Полагаем, что ближайшее время стоит ожидать увеличения практики применения судами и государственными органами в качестве обоснования ст. 128 ГК РФ для учета в гражданском обороте операций с таким видом активов как криптовалюта, а рассматриваемое решение арбитражного суда станет той путеводной звездой на которую будет делаться ориентир до момента принятия специального законодательства в данной области.