Правовой статус информационных брокеров
В современных условиях раскрытия большого массива персональных данных, образующих ценную для органов власти и частных организаций информацию, возник спрос на услуги по сбору, обработке и предоставлению таких данных.
В настоящее время пользователи Интернета подвергаются бесконтрольному сбору и обобщению информации о них. Весь процесс аккумулирования и систематизации происходит в процессе профайлинга данных.
Профайлинг («англ. profile» — профиль) — это понятие, обозначающее совокупность психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности, невербального и вербального поведения (материал из Википедии).
Между тем, помимо автоматизированного получения информации о поведении индивидума в Интернете, сбору и обработке подвергаются также сведения о его персональных данных.
Указанная информация является востребованной как публичных целях (например, в целях пресечения преступления, изучение политических предпочтений общества, получение информации об уровне жизни отдельных слоев населения) так и в частных (например, анализ финансовыми организациями потенциального заемщика, в сфере контекстной рекламы).
Деятельностью по сбору персональных данных потребителей и передаче данной информации другим компаниям занимаются информационные брокеры (data broker).
Российское право пока не знает легального понятия информационного брокера, однако в правовые системы зарубежных стран такие понятия уже введены.
Учитывая, что деятельность информационных брокеров не урегулирована специальным законодательством, то к деятельности данных субъектов применимы общие нормы.
Так, поскольку информационный брокер в своей деятельности осуществляет обработку персональных данных, то к нему применимо определение «оператор», данное в статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».
Исходя из систематического толкования норм статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что поскольку информационный брокер получает доступ к персональным данным и обязан обеспечить ее конфиденциальность, то деятельность такого субъекта по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию. Исключение составит деятельность по сбору информации из публичных источников.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационный брокер также соответствует правовому статусу «обладателя информации», что наделяет его правом передавать информацию другим лицам по договору. При этом учитывая ограничения на распространение персональных данных, информационный брокер обязан учитывать соответствующие требования при обороте информации.
Принимая во внимание изложенное выше можно сделать вывод о недостаточности на сегодняшний день нормативного регулирования деятельности таких субъектов как информационные посредники ввиду чего, по нашему мнению, требуется достаточная конкретизация требований к таким субъектам, стандартов и правил ведения их деятельности, а также ответственность за соблюдение указанных стандартов и правил.