Отказ в визе. Кто ответит перед туристом?
Вместе с тем, для въезда на территорию большинства европейских государств для россиян потребуется шенгенская виза в Европу. Сейчас многие туристические агентства предлагают своим клиентам услуги по содействию в оформлении виз.
Однако участие в процессе представления документов профессиональных участников туристической сфере еще не гарантирует получение визы для посещения иностранного государства. При этом, туристические агентства зачастую обращают внимание, что отказ в выдаче визу выходит за рамки их сферы ответственности, что, по их мнению, указывает на отсутствие факта некачественного оказания услуг и не является основанием для возврата денежные средств за сорванный отдых.
Недавно Верховный Суд разбирался в схожей ситуации.
В данном деле Консульством Италии в городе Москве было отказано туристу в выдаче визы. В этой связи турист обратился с претензией в адрес туристического оператора, в которой указал, что в результате ненадлежащего выполнения принятых на себя обязательств туроператором он лишен возможности отправиться в туристическую поездку, в связи с чем потребовал возвратить ему уплаченную за путевку денежную сумму.
Поскольку компания – туроператор отказалась возвращать деньги туристу, он обратился с данными требованиями в суд. Данное дело дошло до Верховного Суда, который по результатам его рассмотрения встал на сторону туриста и указал следующее.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона, каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относится, в том числе невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Таким образом, Верховный Суд указал, что применительно к спорным правоотношениям отказ в выдаче визы на въезд в Италию является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора о реализации туристского продукта, что является основанием для возврата уплаченных за путевку денежных средств.
При этом Суд отклонил довод туроператора о наличии оговорки об отсутствии ответственности туроператора при отказе иностранного государства в выдаче въездных виз клиенту.
Данный вывод мотивирован тем, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право, в том числе и на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания.
Согласно абзацу 7 пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 ноября 2015 г. N 1206) исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его правильного выбора, в том числе об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, а также для получения визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания.
В силу положений абзаца 4 пункта 17 указанных Правил туроператор обязан своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, зависящих от потребителя, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатком оказанной услуги, в том числе выразившейся в своевременном непредоставлении исполнителем потребителю необходимой и достоверной информации по оформлению документов для получения визы для въезда в страну временного пребывания.
При таких обстоятельствах, в случае установления факта отказа в выдаче визы вследствие непредоставления ответчиками истцу необходимой и достоверной информации по оформлению визы для въезда, ответственность будет нести туроператор.
Помощь специалиста
Специалисты юридической компании LEGAL RIGHT обладают богатым накопленным опытом защиты прав и интересов туристов, и оказывают им квалифицированную правовую помощь, в том числе в области возврата уплаченных за туристические продукты денежных средств.