Налоговый орган не исключит из реестра компанию-банкрота
Налоговый орган не исключит из реестра компанию-банкрота
Одной из проблем реализации прав кредиторов в отношении должников ушедших в процедуру банкротства стало их исключение в административном порядке на основании решений регистрирующих органов, и, как следствие, утрата правоспособности в связи с дальнейшей ликвидацией.
Дело в том, что согласно пункту 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 данной статьи признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету; такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.
Однако, учитывая имущественный интерес кредиторов к должникам-компаниям, в отношении которых регистрирующий орган принимает решения об исключении из ЕГРЮЛ, тогда как его защита достигается посредством обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) либо заявлением своих требований как конкурсного кредитора в рамках уже возбужденного дела в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», то в случае ликвидации такого должника через административные процедуры предопределяется вынесение судебного решения о прекращении производства по делу о банкротстве данного юридического лица ввиду отсутствия должника de jure на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации.
С аналогичным делом разбирался Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»), где должник был исключен в порядке реализации регистрирующим органом административных процедур исключения юридического лица из ГРЮЛ, как недействующего, при этом в арбитражном суде уже рассматривалось дело о банкротстве в отношении него.
В рамках данного дела кредитор-заявитель просил суд проверить конституционность пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
По мнению заявителя, пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» противоречит статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяет налоговым органам в предусмотренном оспариваемой нормой административном порядке принимать решение об исключении из ЕГРЮЛ, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что является основанием для прекращения, в частности, производства по делу о признании данного юридического лица несостоятельным (банкротом).
Суд, рассмотрев жалобу кредитора, признал что, оспариваемый им пункт 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 18, 35 (части 1, 2 и 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам, в нарушение конституционных гарантий защиты права собственности в судебном порядке и принципа разделения властей.