Обзор изменений в законодательстве о банкротстве, касающихся привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности
С 01.07.2017 рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности осуществляется по новым правилам, которые введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Данным законом была признана утратившей силу ранее регулирующая порядок и основания привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц статья 10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и введена Глава III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве», которая полностью посвящена отношениям связанным с привлечением контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
В рамках данного обзора предлагаем обратить внимание на следующие изменения, касающиеся порядка и основания привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц:
Контролирующее должника лицо
В числе внесенных изменений следует обратить внимание, что законодатель существенно расширил понятие «контролирующее должника лицо». Теперь в этот круг лиц, помимо уже имевшихся в прежней редакции Закона, также вошли лица, которые вправе давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника в силу нахождения с руководителем или членами органов управления должника в отношениях родства или свойства, должностного положения (например, замещения должности главного бухгалтера, финансового директора должника).
Следует отметить, что теперь указанный в Законе круг лиц, которые могут быть признаны контролирующими, не является исчерпывающим, и суду предоставлены дискреционные полномочия по признанию лица контролирующим и по иным основаниям.
Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
В Законе появилось новое основание для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности если невозможно полное погашение требований кредиторов вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица.
При этом установлена презумпция, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при причинении существенного вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника; отсутствия документов бухгалтерского учета и (или) отчетности, включая документы, предусмотренные корпоративным законодательством, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, равно как, и искажения указанной информации; не внесения подлежащих обязательному внесению в ЕГРЮЛ или в ЕФРСФДЮЛ сведений либо внесены недостоверных сведений.
Необходимо выделить в качестве одного из оснований для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц наличие требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.
Очевидно, данные положения продолжают заданный вектор на распространение возможности взыскания задолженности за счет личного имущества должностных лиц должника допустивших нарушение уголовного, административного и (или) налогового законодательства.
Также в Законе впервые предусмотрено правило об уменьшении размера ответственности либо полного освобождения от такой ответственности номинального органа управления должника в случае доказанности, что лицо при исполнении функций органов управления или учредителя (участника) юридического лица фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица. Стоит отметить, что освобождение в таком случае наступит только если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо и (или) обнаружено скрывавшееся последним имущество должника и (или) контролирующего должника лица.
Необходимо отметить, что приведенные выше основания для привлечения к субсидиарной ответственности применяется и в случаях прекращения дела о банкротстве должника в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или возвращения заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом. Вместе с тем, данное правило применяется к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении или прекращении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников либо определение о возврате заявления уполномоченного органа о признании должника банкротом вынесены после 1 сентября 2017 года.
Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника
Осталась также ответственность за неподачу либо подачу с нарушением установленного срока заявление о признании должника несостоятельным (банкротом). Изменения коснулись только лиц, подлежащих привлечению к ответственности по данному основанию.
Теперь привлечению к ответственности подлежит не только руководитель должника, на которого возложена обязанность по обращению в суд с соответствующим заявлением, но также и лица, на которых Законом возложена обязанность по созыву заседания для принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд. При этом ответственность таких лиц является солидарной.
При этом возможно освобождение от ответственности при отсутствии причинной связи между невозможностью удовлетворения требований кредитора и нарушением обязанности по подаче заявления в арбитражный суд.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)
Введен новый состав правонарушения, ответственность за которое предполагает возмещение убытков. В случае, если должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, либо вне производства по делу о банкротстве, руководитель должника и иные контролирующие должника лица несут перед кредиторами ответственность за причиненные убытки.
Данный механизм направлен на борьбу с «дружественными» кредиторами и призван ограничить включение в реестр требований кредиторов контролируемой задолженности, что в ряде случаев фактически нивелирует усилия кредиторов получить удовлетворение своих требований.
Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности
Правом на подачу заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности теперь наделены арбитражный управляющий по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсные кредиторы, в том числе по текущим платежам, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, или уполномоченные органы.
Теперь инициировать рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности возможно на более ранней стадии (в процедуре наблюдения), а также в случае прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом.
Заявление о привлечении к ответственности может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом (прекращения производства по делу о банкротстве либо возврата уполномоченному органу заявления о признании должника банкротом) и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности.
Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве
Важным нововведением является обязанность лица, обратившегося с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности, предоставить суду сведения, позволяющие с минимально необходимой степенью достоверности сделать обоснованные предположения о том, что ответчик, указанный в заявлении, является или являлся контролирующим должника лицом.
Также можно отметить возможность в качестве принятия обеспечительных мер наложение ареста на имущество ответчика и на имущество юридических лиц, в которых ответчик имеет самостоятельно или совместно с заинтересованными лицами распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества, или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, или более чем половиной голосов в общем собрании участников юридического лица либо имело право назначать (избирать) руководителя должника.
Особенности заключения и утверждения соглашения при рассмотрении заявления о привлечении к ответственности
Отныне Закон допускает заключение мирового соглашения, при условии раскрытия ответчиком сведений об имуществе в размере, достаточном для исполнения соглашения.
Вместе с тем, соглашение может быть утверждено только в отношении всех лиц на стороне лица, подавшего заявление о привлечении к ответственности, и в отношении всех лиц на стороне лица, привлекаемого к ответственности.
При этом, любой из кредиторов вправе дать свое согласие о прекращении обязательств ответчика путем прощения всего долга или его части и (или) понижения очередности исполнения требований такого кредитора.
Помощь специалиста
Специалисты юридической компании «LEGAL RIGHT» обладают богатым накопленным опытом защиты прав и интересов любых категорий лиц, вовлеченных в процедуры применяемые в делах о банкротстве, и оказывают квалифицированную правовую помощь в делах о банкротстве, в том числе по обособленным спорам по защите прав лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности.