«Ежегодно сотрудники крадут 5–10% прибыли компаний. Как с этим бороться»
Максим Юзифович, руководитель юридической компании Legal Right, комментирует для РБК материал о кражах сотрудниками компаний.
По данным российской Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию хищений, каждый год от 5 до 10% прибыли компаний оседают в карманах недобросовестных сотрудников. Схемы, которыми пользуются мошенники на зарплате, бывают очень сложными — например, внутри компаний создается «карманное предприятие», которое годами выводит деньги. Среди других популярных способов увода средств — махинации с закупками, зарплатой и премиями, производственным браком, переманивание клиентов к конкурирующим фирмам.
Большинство сотрудников воруют не потому, что страдают клептоманией, — стремление обогащаться за счет работодателя возникает, когда человек понимает, что ему ничего за это не будет. Есть, правда, и робин гуды — те, кто прикарманивает из принципа: их работодатель парадоксальным образом взращивает сам. Как выстроить надежную защиту от воровства?
Привлечь к ответственности нечистых на руку сотрудников иногда практически невозможно, констатирует Максим Юзифович, гендиректор юридической компании Legal Right. «Приведу случай нашего клиента — торговой компании, которая занимается поставками специальной одежды и обуви. У отдела продаж много лет был бессменный руководитель. Она отвечала за сопровождение бизнеса с корпоративными покупателями. Женщина учредила на имя своего супруга организацию с аналогичным видом деятельности. В течение нескольких лет она перенаправляла часть заказов клиентов работодателя на свою компанию, которая заключала сделки и поставляла товар от своего имени».
Представитель этой «карманной» фирмы имел доступ к клиентской базе пострадавшей торговой компании и параллельно также переманивал покупателей. Условия предлагал более привлекательные. Издержек мошенники никаких не несли, у них даже не было склада и офиса. «За годы действия схемы работодатель понес ущерб в несколько десятков миллионов рублей недополученной прибыли — деньги осели на счетах фирмы сотрудницы. Привлечь к ответственности бесчестного работника не удалось. Дело в том, что клиентская база состояла из корпоративных клиентов, то есть преимущественно юрлиц. Данные о них находятся в общедоступных источниках, поэтому не являются охраняемой информацией», — рассказывает Юзифович. Единственным последствием становится увольнение такого сотрудника.
Автор: Дарья Сальникова